Второй день 10a-го Киевского Международного Фестиваля Рекламы, 28 мая, начался сразу интересным докладом о наиболее волнующем каждого работника рекламно-коммуникационного рынка вопросе: о зарплатах.
Александр Крамаренко, главный реaдактор журнала «Деньги» рассказал о том, «Что происходит с зарплатами и вакансиями на рекламно-медийном рынке сегодня». Красной линией, предопределяющей финансовые взаимоотношения «собственник/топ-менеджмент - наемный персонал», является, безусловно, идея экономии (или как модно в последнее время говорить - оптимизации затрат). Принцип сообщающихся сосудов, заключающийся в пропорциональном росте (или уменьшении) количества вакансий и уровня зарплат, не был нарушен кризисом. Ранее остро чувствовалась нехватка «рабочих рук» и «думающих голов», большинство из которых перекупались по слишком уж завышенным расценкам, рынок рост ежегодно в среднем на треть, и количество «вещества в сосудах вакансий и зарплат» также стремительно увеличилось. Сейчас же в «сосудах» наблюдается колоссальная утечка. Отсюда и большое количество оставшихся за бортом (но предпочитающих называть себя фрилансерами) квалифицированных кадров, полный STOP в росте заработных плат, а в большинстве случаев их значительное сокращение. По информации Александра Крамаренко, зарплаты маркетологов, реламистов и PR-специалистов сократифлись с октября 2008 г. на 12-40%. При этом соотношение количества резюме к количеству вакансий на сайте по поиску работы headhunter в январе 2009 г. Составляло 5,5, в феврале - 5,1, а в марте - 3,5. Стабилизация ожидается на уровне 2,8 - 3,2.
Вообще же, чтобы понимать, что делается на рынке труда в отечественной рекламно-коммуникационной сфере, предлагаем вспомнить характерные еще год тенденции:
- Рынок готов был предложить неопытным сотрудникам на ассистентских позициях от $300-500;
- Не имеющие опыта выпускники ВУЗов ожидали от $1 тыс.;
- Стремительно росли затраты на адаптацию и обучение «новобранцев»;
- «Цена» слегка обученных новобранцев не всегда соответствовала создаваемой или добавленной стоимости;
- Со стороны молодых сотрудников был распространен зарплатный и кадровый шантаж.
Сейчас же основными тенденциями, помимо, конечно, сокращения зарплат, являются:
- Миграция PR-специалистов из агентств в корпоративный сектор;
- Отток специалистов из медиа в PR-сектор, прежде всего, в корпоративные PR-службы;
- Аутсорсинг;
- Прекращение «подкачки» молодых специалистов;
- Перевод на сдельные схемы оплаты: падение уровня постоянной и рост комиссионной составляющей;
Динамика доходов представителей наиболее распространенных профессий на рекламно-коммуникационном рынке выглядит следующим образом:
Маркетинг менеджер
Май 2008 - 3000-12200 грн.
Октябрь 2008 - 4500- 15000 грн.
Май 2009 - 3500-12000 грн.
Общее снижение за время кризиса 20-25%
PR-менеджер
Май 2008 - 3200-11000 грн.
Октябрь 2008 - 5000- 12000 грн.
Май 2009 - 3000-8000 грн.
Общее снижение за время кризиса 33-40%
Менеджер по рекламе
Май 2008 - 4500- 7500 грн.
Октябрь 2008 - ставка 2500- 4000 грн. + %
(Средний доход 6000-8000 грн.)
Май 2009 - ставка 1000-1500 грн. + %
(Средний доход 4000-7000 грн.)
Общее снижение за время кризиса 12-33%
Тем не менее, в дальнейшем, по мнению Александра Крамаренко, спада уровня зарплат уже не будет. Наоборот, начиная с августа-сентября ожидается рост. Он не будет столь бурным, как ранее, но 7-12% надбавки к нынешним зарплатам к концу года должно быть. Не так уж и мало, но, учитывая то, что эта надбавка будет насчитываться на зарплаты после колоссального сокращения, прочувствовать ее вряд ли кто сможет. Впрочем, это не касается ТОП-менеджмента и ключевых сотрудников компаний, зарплаты которых могут значительно повыситься. «В этой категории сотрудников все крайне индивидуально, и закономерностей нет. Ведь зачастую ключевые фигуры сейчас определяют не процветание, а выживание компаний», - говорит эксперт. Поэтому таких сотрудников работодатели стараются удерживать всеми силами, что обуславливает еще одну тенденцию - сильную поляризацию зарплат в компаниях.
Артем Вакалюк
http://www.sostav.ua/
Back to news list